Вечная Сонечка

Вечная Сонечка

«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - подумал когда-то мрачный Раскольников и сотни раз повторили за ним критики и учителя литературы, рассуждая о порочности общества, которым управляют материальные интересы. Сегодня то же самое можно сказать о мире петербургского девелопмента, в котором скорейшая выгода, как правило, ставится выше истории и изначальной красоты места. Ведь в Петербурге XXI века, как и много лет назад, за деньги можно купить практически все.

В Петербурге XIX века за деньги можно было купить практически все, в том числе плотскую любовь. Во второй половине века в имперской столице работало около 200 публичных домов, а постоянно растущее число «падших женщин» достигало 3 тысяч. Большинство борделей были дешевы, при этом концентрировались они в основном в районе Сенной площади. На Сенной находился, в частности, знаменитый «Малинник» - дом терпимости самого низкого класса, где несчастные девушки обслуживали клиентов за копейки, а то и просто за стакан водки. Незавидные судьбы обитательниц «Малинника» и сотен других петербургских проституток, возможно, были бы сейчас полностью забыты, если бы в округе Сенной в свое время не поселился Федор Достоевский и не обессмертил их в романе «Преступление и наказание» под именем Сони Мармеладовой. Сегодня Соня - одна из знаковых, известных на весь мир героинь русской литературы.

Всемирной славой и безошибочной трогательностью Сони, история злоключений которой одинаково берет за живое и немца, и японца, и американца, воспользовалась норвежская компания Linstow. Она является инвестором необычного по концепции проекта – четырехзвездочного отеля Reval Hotel Sonya, только что открытого в Петербурге на углу Литейного проспекта и улицы Чайковского. Отель станет первым российским проектом в рамках гостиничной сети Reval Hotels, работающей в странах Балтии и входящей в состав группы компаний Linstow. Reval Hotel Sonya не просто назван в честь героини «Преступления и наказания». Интерьеры гостиницы стилизованы под сюжет романа, на дверях всех 173 номеров висят таблички с цитатами на русском и английском языках, а меню ресторана исполнено в виде книги с прологом, главами и эпилогом и содержит факты из жизни Петербурга эпохи Достоевского и биографии самого писателя.

Какое прекрасное, можно сказать, изысканное начинание! Действительно, сколько можно развлекать иностранных туристов одними матрешками, ушанками и ухой по-царски? Это уже приелось и гостям, и хозяевам. У нас, в Петербурге, можно копнуть гораздо глубже и предложить в качестве местной «фишки» Fyodor Dostoevsky и его многострадальную героиню. И все было бы хорошо, если бы только история здания, на месте которого открыта гостиница, не напоминала чем-то судьбу бедной петербургской девушки из позапрошлого столетия, раздавленной злой действительностью и погибшей на панели.

Для создания гостиницы в конце 2006—начале 2007 года было снесено четырехэтажное здание XIX века на улице Чайковского. Руководство компании «Адамант», которая выступала застройщиком проекта, заявляло тогда, что произошло частичное обрушение фасада, поэтому правильным посчитали уберечься от дальнейшего обвала. Губернатор города Валентина Матвиенко вроде бы ясно высказала все, что она думает по поводу случившегося: «То, что дом снесен, — это грубое нарушение со стороны компании «Адамант»… В любом случае к компании «Адамант», которая уже нарушила согласованный порядок реконструкции здания, будут приняты очень серьезные меры административного, финансового, правового плана». На деле «серьезные меры» оказались штрафом абсурдного размера - 20 тысяч рублей, а разрушенному зданию был вынесен популярный в Петербурге приговор «воссоздание с восстановлением архитектурного декора». Это здание и соседнее, где располагается собственно гостиница, были надстроены двумя этажами (КГИОП поначалу назвал надстройки незаконными, а затем резко сменил свою точку зрения). Хэппи-энд: гостиница открывается, инвестор и застройщик довольны, губернатор называет когда-то критикуемый ею проект «уникальным» и «отражающим дух старого Петербурга».

Печальная история падения – в прямом и переносном смысле, - не правда ли? Причем в истории петербургского гостиничного дела она не первая – неудивительно, ведь дорогая гостиница по определению должна стоять в историческом центре города, а чтобы при ее создании не «полетели щепки», нужно гораздо больше щепетильности и профессионализма, чем в среднем имеется у работающих в нашем городе девелоперов и выдающих им разрешения чиновников. Еще в 90-е годы Петербургу досталось при строительстве отеля «Невский Палас», когда дали трещины и были вынужденно расселены соседние с гостиницей здания на Невском – некоторое время они стояли пустыми, а снесли их уже в 2000-е. Дом купца Чичерина на Невском, где расположилась гостиница «Талион Империал Отель», в ходе реконструкции был понижен в статусе с памятника федерального значения до регионального, лишился внутреннего флигеля XVIII века и интерьеров эпохи модерна, зато приобрел бассейн на крыше. В настоящее время реконструируется под гостиницу дом князя Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади, памятник федерального значения начала XIX века: надстраивается мансардный этаж, снесен внутридворовой корпус, сняты с охраны и уничтожаются интерьеры.

Кстати, компания «Адамант», застройщик Reval Hotel Sonya, со своей стороны тоже имеет опыт такого сомнительного участия в преображении городского пространства. По иронии судьбы, «Адамант» ранее отличился на той самой Сенной площади, где во времена Достоевского задешево продавались тела и души многочисленных Сонь. Так, компания устроила коммерческий комплекс в исторических зданиях, примыкающих к Сенной площади со стороны Садовой и канала Грибоедова, - домах конца XVIII — начала XIX веков, выявленных объектах культурного наследия. Здания были реконструированы с надстройкой мансарды. Сейчас ходят слухи о том, что «Адамант» намеревается усилить присутствие в этой части Сенной площади, продолжив ее перестройку. Кроме того, «Адаманту» принадлежат восемь торговых павильонов барачного типа, установленных на Сенной в рамках реконструкции 2003 года. Хотя перестройка площади тогда задумывалась с целью искоренения ее всегдашнего «злачного» духа, именно эти жутковатые павильоны сегодня являются для петербуржцев самым актуальным его воплощением.

«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - подумал когда-то мрачный Раскольников и сотни раз повторили за ним критики и учителя литературы, рассуждая о порочности общества, которым управляют материальные интересы. Сегодня то же самое можно сказать о мире петербургского девелопмента, в котором скорейшая выгода, как правило, ставится выше истории и изначальной красоты места. Ведь в Петербурге XXI века, как и много лет назад, за деньги можно купить практически все.

Павел Черняков, главный редактор журнала «Большой каталог недвижимости»

Источник: ГдеЭтотДом.РУ

Подпишитесь на нас в Telegram, чтобы быть в курсе всех новостей рынка недвижимости
Подписаться

Выбираете новостройку?

Воспользуйтесь нашим онлайн-поиском, чтобы найти лучший вариант

Подобрать недвижимость

Другие материалы

Спецпредложения от застройщиков в марте

Оставьте телефон, и мы подберем для вас новостройки со скидками и акциями по вашим параметрам

Введите правильное имя
Введите правильный телефон
Нажимая кнопку "Узнать об акциях", я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с
Политикой конфиденциальности
Спасибо, мы свяжемся с вами в ближайшее время

Не удалось отправить запрос, попробуйте ещё раз

Спасибо!

Мы перезвоним Вам
в ближайшее время.

Мы Вам перезвоним.

Нажимая кнопку «Позвоните мне», вы подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности

бесплатная           консультация