Каменноостровский, 63 – 67: «Чухонская архитектура» VS петербургский имперский стиль

Каменноостровский, 63 – 67: «Чухонская архитектура» VS петербургский имперский стиль

Несмотря на откровенные концептуальные противоречия, в России начала XX века модерн и неоклассицизм шли рука об руку. Правда, недолго. История отмерила и тому, и другому архитектурному течению всего десять лет. Однако за это время — с 1900 по 1910 годы — в Петербурге и ближайших пригородах появилось 1706 домов в стиле модерн и 536 зданий, выполненных в неоклассической манере. Не всё, что было построено, можно отнести к архитектурным шедеврам. Тем не менее, жемчужины есть. В их числе — три доходных дома Маркова на Каменноостровском проспекте, 63 — 67.

В начале этого года в одном из судов Санкт-Петербурга состоялось очередное слушание дела между ТСЖ «Дом Маркова» и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП). Комитет требовал с жильцов отремонтировать фасад исторического здания по Каменностровскому проспекту за свой счет, однако ТСЖ парировал, что средств на дорогостоящие работы у них нет. На этот раз суд выиграло ТСЖ, однако точку с этой истории ставить рано. Ведь этот дом, как и другие бывшие доходные дома Маркова, являющиеся настоящим украшение города, достойны того, чтобы их привели в порядок.

Несмотря на откровенные концептуальные противоречия, в России начала XX века модерн и неоклассицизм шли рука об руку. Правда, недолго. История отмерила и тому, и другому архитектурному течению всего десять лет. Однако за это время — с 1900 по 1910 годы — в Петербурге и ближайших пригородах появилось 1706 домов в стиле модерн и 536 зданий, выполненных в неоклассической манере. Не всё, что было построено, можно отнести к архитектурным шедеврам. Тем не менее, жемчужины есть. В их числе — три доходных дома Маркова на Каменноостровском проспекте, 63 — 67. Один, построенный по проекту самого домовладельца Константина Маркова, является образцом модерна, два других, созданные архитектором Владимиром Щуко, представляют собой две разные версии неоклассических композиций.

Архитектор Владимир Щуко (слева) и Константин Марков, известный географ и палеонтолог, сын владельца домов 63-67 по Каменоостровскому проспекту, который проживал в одном из этих задний

Единство и борьба противоположностей

Идеологическое противостояние модерна и неоклассицизма абсолютно очевидно: сторонники модерна стремились преодолеть многовековое господство традиционных форм и создать современную архитектуру, приверженцы же неоклассицизма наоборот не претендовали на исключительность и самобытность, мечтая только воссоздать исторический стиль петровской эпохи. Несмотря на это, наиболее успешные образцы этих двух взаимоисключающих стилей достаточно легко друг с другом уживались. Доходные дома Маркова — яркий тому пример.

Начало этому архитектурному трио положил военный инженер, директор правления акционерного общества «А.Ауэбах и К» Константин Васильевич Марков, разработавший первые проекты всех трех домов в форме северного модерна. Однако выстроен по его проекту был только один — роскошный, и, как все здания «чухонской архитектуры», несколько тяжеловесный доходный дом на углу с улицей Графтио.

Эскиз фасада дома 67 по Каменностровскому

Почему Марков не смог полностью воплотить в жизнь свой замысел и два других здания впоследствии были построены по проекту Владимира Щуко, узнать не удалось. Равно как и дату смерти военного инженера, оставившего такой заметный след в петербургской архитектуре — возможно, именно его внезапная кончина и стала причиной, по которой соседние дома были переданы другому зодчему. Трудно судить и о том, выиграл или напротив потерял городской ландшафт от этого — ведь здания, созданные Щуко, не менее великолепны.

Встроенные палаццо

Удивительно, как органично сочетаются изящные фасады домов на Каменноостровском 63-65 с толстыми стенами из шершавого руста, треугольными подъездами и узкими прямоугольниками окон-бойниц здания на Графтио. Неоклассика, которая была провозглашена подлинно национальным, имперским стилем и была противопоставлена финской школе национального романтизма, в действительности нисколько с ним не спорит. Хотя Щуко явно приложил немало усилий, чтобы обеспечить гармонию ансамблю.

Возможно, именно с этой целью он придал фасадам своих творений некую гипермонументальность: в доме № 65, вплотную примыкающего к дому Маркова, массивные, выдвинутые по отношению к стене, полуколонны композитного ордера охватывают четыре этажа, применен колоссальный ордер по типу городских палаццо Андреа Палладио. Для того, чтобы избежать заметного контраста, в проект здания Владимир Щуко даже отваживается внести элемент, характерный только для «модерновых» построек — трехгранные стеклянные эркеры, зажатые между мощными стволами полуколонн.

Дома 65 — признанный образец стиля

Дом по Каменноостровскому, 63, также построен в стиле итальянского ренессанса. На барельефах скульптора Кузнецова, которыми усеян фасад, несколько комичные изображения античных героев, по фасаду здания устроены угловые лоджии, за основную линию фасада во всю высоту здания выступают боковые ризалиты. Здесь уже никаких реверансов в сторону модерна Щуко не стал делать. Да и зачем? Ведь с мрачным домом Маркова, насквозь пропитанного вагнеровским духом, это строение не соприкасается, поэтому и нарушать его утонченное изящество нет абсолютно никакой нужды.

Современники сразу признали дома Щуко одними из лучших образцов ретроспективного стиля — в 1912 году на Международной строительной выставке за лучшие лицевые фасады Щуко получил серебряную медаль.

Монументальные цены

В отличие от архитектуры, цены на квартиры в доходных домах Маркова не сильно впечатляют. Они не выше, и не ниже тех, что установлены на объекты в самых рядовых постройках Петроградской стороны. Всего лишь 82 тыс. рублей за «квадрат» за квартиру без ремонта. Владельцы более презентабельных апартаментов с восстановленной лепниной и панорамным видом на Каменноостровский проспект просят чуть больше — 111 тыс. рублей за 1 кв. м.

Впрочем, и тот, и другой объект — нерасселенные коммуналки. Даже в таком месте они до сих пор остались, что, на самом деле, не удивительно. Как и другие зодчие дореволюционной эпохи, Марков и Щуко тесных «клетушек» не строили. Они были приверженцами крупногабаритных форматов, поэтому квартир площадью менее 90 кв.м. здесь не найти. А это значит, что и цен ниже 7,5 млн в этих домах не бывает.

Один из барельефов, украшающих бывший доходный дом Маркова

Татьяна Елекоева, санкт-петербургский обозреватель ГдеЭтотДом.РУ

Спецпредложения от застройщиков в декабре

Оставьте телефон, и мы подберем для вас новостройки со скидками и акциями по вашим параметрам

Введите правильное имя
Введите правильный телефон
Нажимая кнопку "Узнать об акциях", я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с
Политикой конфиденциальности
Спасибо, мы свяжемся с вами в ближайшее время

Другие материалы

Не удалось отправить запрос, попробуйте ещё раз

Спасибо!

Мы перезвоним Вам
в ближайшее время.

Мы Вам перезвоним.

Нажимая кнопку «Позвоните мне», вы подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности

бесплатная           консультация