Идея установить день корабела в России звучала давно, но конкретное решение было принято после официального обращения руководства АО «Объединённой судостроительной корпорации» в Правительство страны. Праздник назначили на 29 июня. Именно в этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского военного корабля - фрегата «Орёл». Согласно архивным данным, это был первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу и за счет государственных средств.
Как начиналось русское кораблестроение
Если верить учёным, один из самых древних кораблей, обнаруженных на территории России, датируется V веком до нашей эры. Первые палубные суда строились на Руси в XII веке, а организованное морское судостроение началось в конце XV века. В те времена в Соловецком монастыре была основана верфь для строительства промысловых судов. Первое морское судно было построено в 1634 году в Нижнем Новгороде. Хоть оно и было иностранной конструкции, но построили его русские мастера.
А вот первые государевы парусные суда в России начали строить на верфи, основанной в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича, в селе Дединово (тогда Коломенского уезда). Местные жители издавна славились мастерством строительства деревянных судов. Именно на Дединовской верфи в 1667-1669 годах был построен первенец русского военно-морского флота - фрегат «Орёл», предназначенный для охраны русских торговых судов на Каспийском море.
Благодаря реформаторской деятельности Петра I начали строиться и другие верфи. В июне 1693 года он положил основу для первой государственной верфи в Архангельске, предназначенной для строительства военных кораблей. После основания Санкт-Петербурга в 1703 году, Адмиралтейство стало крупнейшей судостроительной верфью в стране. Первым крупным кораблем, спущенным на воду с верфи Адмиралтейства, был 54-пушечный корабль «Полтава».
К 1714 году Россия уже имела свой парусный флот, а к 1725 году был создан регулярный флот страны:
- 111 линейных кораблей;
- 38 фрегатов;
- 60 бригантин;
- 8 шняв;
- 67 крупных галер;
- значительное количество скампавеев (полугалер), бомбардировщиков, брандеров, шмаков, прамов;
- до 300 транспортных судов;
- множество мелких судов.
Со временем не только количество и качество российских судов увеличивались, но и география освоенных ими морских и речных маршрутов расширялась.
На протяжении трех с половиной веков Россия накопила обширный опыт в строительстве различных типов и классов кораблей и судов, и считается одним из лидеров мирового судостроения. Особенно стоит отметить, что Россия до сих пор остается единственной страной, успешно строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы. На российских верфях были разработаны и построены самые большие в мире подводная лодка и ледокол. Рыбопромысловый флот СССР также был первым в мире.
В 2007 году указом Президента РФ была создана «Объединенная судостроительная корпорация» с целью объединения всех государственных судостроительных активов для развития гражданского судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году, и сегодня она является крупным государственным судостроительным холдингом. Судостроение является важной отраслью машиностроения и военно-промышленного комплекса РФ, в которой работают сотни тысяч человек, включая смежные производства.
В России существует более тысячи предприятий, занимающихся судостроением, судоремонтом, производством различного оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся научной деятельностью в области кораблестроения и морской техники. Крупнейшие центры российского судостроения расположены в Санкт-Петербурге, Северодвинске, Нижнем Новгороде и Калининградской области.
Источник: ГдеЭтотДом.РУ