«Слеза социализма» на Рубинштейна, 7

«Слеза социализма» на Рубинштейна, 7

«Это был самый нелепый дом в Ленинграде, — писала Ольга Берггольц. — Его официальное название было «дом-коммуна инженеров и писателей». А потом появилось шуточное, но довольно популярное в Ленинграде прозвище — «Слеза социализма». Нас же, его инициа­торов и жильцов, повсеместно величали «слезинцами».

Несмотря на то, что один из памятников ушедшего века, дом-коммуна инженеров и писателей на Рубинштейна, 7, был построен в 1931 году — уже на самом излете эпохи ленинградского авангарда, — он являет собой один из лучших образцов конструктивистской аскезы.

Именно в этом доме свойственное этой архитектурной стилистике стремление избежать любых архитектурных излишеств и свести все к чистому функционалу доведено архитектором-авангардистом Андреем Олем до полного абсурда. Благодаря чему в центре Петербурга, среди старых дореволюционных доходных домов, выполненных в стиле модерна и эклектики, выросло одно из самых некрасивых зданий в городе — кирпично-бетонная коробка, единственным украшением которой стали навесные балконы, расположенные в шахматном порядке, и козырьки над подъездами.

Удобства — на этаже

Однако представителей интеллигенции, для которых в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века строился этот дом, нисколько не пугала его непрезентабельность. «Мы вселились в наш дом с энтузиазмом, и даже архи-непривлекательный внешний вид „под Корбюзье“ с массой высо­ких крохотных клеток-балкончиков не смущал нас: крайняя убогость его архитектуры казалась нам какой-то особой строгостью, соответ­ствующей времени», — вспоминала в своей автобиографической повести «Дневные звезды» поэтесса Ольга Берггольц, жившая на Рубинштейна, 7 с 1932 по 1943 годы.

В ногу с новым веком шло и планировочное решение внутреннего пространства дома. Въехавшие сюда жильцы получали в свое распоряжение двух- и более комнатные квартиры, среди которых встречались и двухуровневые. Однако полностью отдельными (и в этом состоит основной парадокс), роскошные по тем временам, апартаменты не были. Каждая квартира выходила в общий коридор, отчего устройство дома приобретало сходство с гостиницей или общежитием.

Не было здесь и кухонь, вместо них полагалось питаться в столовой, рассчитанной на 200 мест. Санузлы были, но по одному на этаже. «Это был самый нелепый дом в Ленинграде, — писала Ольга Берггольц. — Его официальное название было „дом-коммуна инженеров и писателей“. А потом появилось шуточное, но довольно популярное в Ленинграде прозвище — „Слеза социализма“. Нас же, его инициа­торов и жильцов, повсеместно величали „слезинцами“. Мы группа молодых (и очень молодых!) инженеров и писателей, на паях выстроили его в самом начале тридцатых годов в порядке категорической борьбы со „старым бытом“ (кухня и пеленки!), поэтому ни в одной квартире не было не только кухонь, но даже уголка для стряпни». Однако, по свидетельству историков архитектуры, коммунальная столовая, где обитатели дома пользовались услугами Нарпита, была гордостью дома лишь до 1935 года. Впоследствии жильцы все же приноровились готовить себе еду на примусах в ванных комнатах. Нашлось разумное применение и открытому солярию на крыше дома — его использовали для сушки белья.

Социалистическая идея обобществления быта в полной мере была воплощена и в планировке всего общедомового пространства, которое предусматривало коллективный гардероб, детский садик, комнаты отдыха, библиотеку-читальню и парикмахерскую. Отсутствие звукоизоляции также не входило в противоречие с концепцией классического дома-коммуны. Акустика на Рубинштейна, 7, была примерно такой же, как и в общежитии студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова: из-за тонких межквартирных перегородок слышно было каждое слово. «Звуко­проницаемость в доме была такой идеальной, что если внизу, на третьем этаже играли в блошки или читали стихи, у меня на пя­том уже было все слышно вплоть до плохих рифм. Это слишком тес­ное вынужденное общение друг с другом в невероятно маленьких комнатках-конурках очень раздражало и утомляло», — признавала даже такая убежденная комсомолка 1930-х годов, как Ольга Берггольц.

Цены не кусаются

Сегодня дом находится в аварийном состоянии. Балконы и козырьки того и гляди обвалятся, в связи с чем градозащитники начали переживать, что дом могут снести. Однако их волнения по этому поводу явно надуманы — ведь в 2009 году здание было признано региональным памятником архитектуры. Да и жильцы дома вряд ли такое допустят: после перепланировки, произведенной в 60-х годах прошлого столетия, квартиры в некогда «самом нелепом доме Петербурга» стали вполне комфортными.

Например, сейчас в листинге риэлторских компаний находится двухкомнатная квартира, общая площадь которой составляет 66 кв. м, а размер кухни превышает 11 кв. Несмотря на такие, весьма пристойные, параметры, продается квартира совсем не дорого — всего за 4,9 млн рублей. То есть, стоимость квадратного метра оценивается хозяевами в 74,2 тыс. рублей. Найти подобные цены на любую другую недвижимость в центре Петербурга очень сложно. Впрочем, и любителей «ленинградского авангарда» продавцам этой квартиры тоже, наверное, придется поискать.

Обозреватель ГдеЭтотДом.РУ в Петербурге Татьяна Шубина

Подпишитесь на нас в Telegram, чтобы быть в курсе всех новостей рынка недвижимости
Подписаться

Выбираете новостройку?

Воспользуйтесь нашим онлайн-поиском, чтобы найти лучший вариант

Подобрать недвижимость

Другие материалы

Спецпредложения от застройщиков в марте

Оставьте телефон, и мы подберем для вас новостройки со скидками и акциями по вашим параметрам

Введите правильное имя
Введите правильный телефон
Нажимая кнопку "Узнать об акциях", я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с
Политикой конфиденциальности
Спасибо, мы свяжемся с вами в ближайшее время

Не удалось отправить запрос, попробуйте ещё раз

Спасибо!

Мы перезвоним Вам
в ближайшее время.

Мы Вам перезвоним.

Нажимая кнопку «Позвоните мне», вы подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности

бесплатная           консультация